Первая мировая война становится потрясением и навсегда меняет лицо Монпарнаса и "Парижской школы". Реакцией на ужасы войны становится сюрреализм. Он вырастает из дада, такого же бессмысленного, как и само его название. Дадаистам противно все. Они стремятся все разрушить, выступая за алогичное, ненормальное и безрассудное.
В 1924 году поэт Андре Бретон публикует "Манифест сюрреализма". Из литературы движение перекочевывает в художественную сферу. Сюрреалисты развивают идеи дада и объединяют их с психоанализом Фрейда, призывая к освобождению творчества от разума и выявлению фантазий, спрятанных в подсознании. Они стремятся освободить Я, подавленное реальностью.
Сюрреализм - это искусство как сон. Дали пишет картины сразу же после пробуждения, когда мозг еще полностью не освободился от образов подсознания. На его картинах камни растекаются, а вода — каменеет. Ман Рей развивает принципы сюрреализма в фотографии, Луи Бенюэль - в кинематографе. Макс Эрнст придумывает фроттаж и капельную технику. Оригинальные идеи Дюшана закладывают основы для постмодернистского искусства. Все вместе продолжают бунтарство против буржуазных духовных ценностей: семья, труд, отечество, религия, придуманных обществом, ответственным за первую мировую войну. Они дружно хоронят постаревший разум, ставший причиной катастрофы.
Грядет вторая мировая война. Многие писатели, художники, ученые, философы, архитекторы уезжают из Европы в США. Они знакомят американцев с кубизмом, дадаизмом, сюрреализмом. Художественная столица перемещается из Парижа в Нью-Йорк, где появляются новые течения: абстрактный экспрессионизм, поп-арт, минимализм... Но это уже совсем другая история.